Форумы портала PNZ.RU
Правила форума
Наш город
Политика
Бизнес
Барахолка
Вопрос -> Ответ
Компы и проги...
Интернет
Сайты Пензы
Хостинг
Телефония
Аудио, видео, фото
Ремонт и сервис
Автострасти
Учеба
Работа
Путешествия
Обсуждение новостей
СМИ
Зона закона
Наука и религия
Здоровье
Культура и искусство
Тусовка PNZ
Кино
Проба пера
Юмор и сатира
Музыкайф...
Дела семейные
Спорт
Киберспорт
Охота и рыбалка
Зверье мое
Строительство и ремонт
Дача, сад и огород
Девичьи тайны
Давай познакомимся
Про "ЭТО"...
Чат и чатлане
Всё обо всём...
Земляки
Заречный - forever
Кузнецк - forever
Радиомодели
Модераторам
Сейчас посетителей на форуме: 1, из них зарегистрированных: 0, скрытых: 0 и гостей: 1
Сейчас этот форум просматривают: Нет
FAQ
Поиск
Пользователи
Группы
Регистрация
Профиль
Личные сообщения
Кто сейчас на форуме
Вход
Имя:
Пароль:
Автоматически
входить при каждом
посещении

Если Вы заметили любую ошибку на страницах портала, выделите слово и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено редактору без перезагрузки страницы.
Шпаргалка для начинающих поэтов.

Список форумов PNZ.RU / Проба пера  

На страницу 1, 2, 3  След.
 Новая тема    Ответить
Предыдущая тема | Следующая тема  
Автор Сообщение
Женька



28.08.2007 23:59    
Шпаргалка для начинающих поэтов.

Уважаемые пишущие граждане! Надеюсь, что принесу вам пользу, и вы не обидитесь на меня. Дело в том, что с момента, когда я стала участвовать в создании всяческих литературных журналов и альманахов (по-моему, с 1995 года), я увлеклась коллекционированием самых распространенных ошибок начинающих поэтов, ( и свои старые стихи “не обидела”, не волнуйтесь). И их накопилось. Вот я и подумала, не поделиться ли мне с народом, “безвоздбезддо, то есть, дадом”,сим ценным трудом? Решила поделиться.
Кто будет обижаться, тот пусть обижается. А имеющие уши да услышат и используют во благо.
Вот вам.
ШПАРГАЛКА ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ ПОЭТОВ.

1.Неоправданно длинно (нежелательно описывать соленый огурец в течение восьми четверостиший, если за ними последуют еще пятнадцать о чем-либо еще).
2.Чрезмерное количество восклицаний. (“О не приноси мне пирожков с капустой! И с яйцом и луком о не приноси!”)
3.Неупотребляемые, устаревшие формы слов посреди “современного” повествования: “Ты рулил голубою своею “Тойотой”” (страдает стиль.)
4.Чехарда с ударениями, например “уж очень серы они были” Слово “они” в этом случае становится вообще безударным. Получается слово “онибыли”, а такого слова, как известно, в природе нет. (Вот и Word мне его красненьким подчеркнул). Тогда уж “они уж очень серы были”.
5.Слова-паразиты (“же”, “уж” и т. п.), которыми обычно пытаются заполнять “дырки” в размере (получается неестественно): “И я пошла уж в огород”
6.Повторения из строки в строку слов, словосочетаний и местоимений, хоть иногда и видоизмененных (как правило, это “я”, “меня” “он» и т.д.), например: “Держит кильку он на вилке, пьет кефир он из бутылки» (из первой фразы и так понятно, что все это делает “он”).
7.Однообразная форма, все ровно:
Жили- были три селедки:
Куля, Муля и Балда.
Куля с Мулей спали вместе,
А Балда спала одна.
(народ)
И так десять стихотворений подряд. А можно ведь:

Моим стихам, написанным так рано,
Что и не знала я, что я – поэт,
Сорвавшимся, как брызги из фонтана
Как искры из ракет,

Ворвавшимся, как маленькие черти,
В святилище, где сон и фимиам,
Моим стихам о юности и смерти,
- Нечитанным стихам! –

Разбросанным в пыли по магазинам
(Где их никто не брал и не берет!),
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черед.
(Марина Цветаева двадцати годов отроду)
Посчитайте кол-во слогов в каждой строчке четверостишия – в трех из четырех оно разное. (Но красиво получится, только если соблюдать эту схему на протяжении всего стихотворения).
8.Не всегда рифмуются, например, 1-я и 3-я строчки, хотя претензия была заявлена (если уж в первом четверостишии срифмовали первую-третью, то уж и в остальных будьте любезны соблюдать установленные вами же правила).
9. Много слов запихано в одну строчку (сравните по звучанию строчки “Раскинулось море широко” и “Окинул лось морем ширь ока”))) Кол-во слогов одинаковое, но во втором случае “музыка” ломается непоправимо.
10.Много глагольных рифм (идут-бегут и т.п.) Детский сад.
11.Неточные рифмы (сравните “Горит - говорит” и “Горит - висит”) Правильно – никакого сравнения!
12.Посреди стиха внезапно и неоправданно меняется размер. Анекдот. Раннее утро во Франции. На улицах тихо, слышен лишь монотонный звук метлы дворника. Из окна выглядывает голый француз и кричит дворнику: “ Мсье! Вы сбиваете с ритма весь Париж!”
13.Внезапный конец (в смысле, тут бы поэту продолжать и продолжать, а он уже все. В результате читатель неудовлетворен.)
14.Несоответствие форм слов (например: “ взываю Господа” Ну, тут все понятно, взывать можно к кому-то, но не кого-то.)
15.Смешение стилей (посреди лирики вдруг, например, слова “вредно нервам”!).
16.Слова употреблены не по значению, например “Тебя запачкать я не смею – то будет непрощенный грех” (вместо “непростительный”)
17.Неудобопроизносимости))), например “в власть свою вступает день” (два одинаковых согласных звука подряд).
18.Смысловые неувязки: “Ночь, развесив кудри властно(???), создает роскошно(!) тень”. Вы можете себе это представить?
19.Нагромождения: “Ведь не заполнить в снах пробел не позволяет гордость” или “Стремленье к высшему взамен земного не может мне не дать возможность за это сильно не любить такого” Сдается мне, эти мысли можно выразить гораздо проще и понятнее. И человеческим языком.
20.Ну и конечно ШТАМПЫ. Мой муж рассказывал, что когда он был маленький, то вместо строчки, которую забывал, в любое стихотворение вставлял “И жить нам будет веселей!” Вот это оно. То самое. Надеюсь, я понятно выразилась.)))

Наверняка это далеко не весь список, но это самые распространенные ошибки. Если кто пополнит мое “собрание сочинений”, буду только признательна.
Ваша Женька.
_________________
http://mobirecords.ru/
Профиль
 Ответить с цитатой
Женька



29.08.2007 0:04    

По многочисленным просьбам прикрепляю эту тему (вернее, ее дубль, потому что первоначальная тема была создана из-под гостя).
Предупреждаю, что моя "шпаргалка" не претендует на истину в последней инстанции, но раз люди находят ее полезной, пусть висит.
Если последует шквал возражений (или обвинений в мании величия и злоупотреблении властью)) - откреплю, без вопросов.
_________________
http://mobirecords.ru/
Профиль
 Ответить с цитатой
Torin



29.08.2007 0:24    

Было бы здорово если бы эта тема росла и развивалась. Давно стоило прикрепить)))
_________________
Спасибо всем, за все...
Профиль
 Ответить с цитатой
Герральдий



29.08.2007 0:42    

тогда уж сразу на ветку "Внимание!Правила!" надо бы закинуть Laughing =мерзко хихикаю, изгиляясь червем по полу
Профиль
 Ответить с цитатой
Chiara



21.10.2007 14:08    

По-моему, по теме. Надеюсь, Женька не будет против.
http://webpoet.narod.ru/workshop/workshop11_1.htm
_________________
Когда с тобой на дальнем расстоянии, нам снятся одинаковые сны.
Профиль
 Ответить с цитатой
Женька



21.10.2007 14:14    

Chiara писал(а):
По-моему, по теме. Надеюсь, Женька не будет против.


Конечно не будет Smile Спасибо за полезную ссылку!
_________________
http://mobirecords.ru/
Профиль
 Ответить с цитатой
Tom_Hadson
Ex-Модератор


30.11.2007 0:39    

плеоназм еще можно добавить
Профиль
 Ответить с цитатой
Michelle



04.12.2007 1:11    

Госпожа модератор! Хочу просто выразить вам благодарность за проделанную работу. Это действительно очень полезное пособие, позволяет по пунктам оценивать стихотворения. Это едва ли не самое полезное, что я нашел на всем форуме PNZ.
_________________
Только Рок имеет право жить!
Профиль
 Ответить с цитатой
Волкoзай



25.01.2008 23:28    

http://www.stihi.ru/poems/2005/02/10-1138.html
про рифмы что-то...
8110
_________________
слово-символ-сила
Профиль
 Ответить с цитатой
Женька



26.02.2008 22:18    

http://threehorn.odessa.net/likbez/zmeeust.htm

Настоятельно рекомендую, особенно вновь прибывшим на ветку (тем более, букофф там не так много, и они очень крупные и красивые)))
_________________
http://mobirecords.ru/
Профиль
 Ответить с цитатой
ZaИрра



23.03.2008 9:31    

спасибо большое за "правила". Наконец то я хоть что то знаю о написании стихов, а то раньше оно как то все писалось и даже не задумывалось,что как то неправильно, но теперь мы все знаем и будем писать больше и лучше!!!!!
спасибо еще раз)))
_________________
опять и снова - светлая голова....
Профиль
 Ответить с цитатой
Женька



23.03.2008 21:38    

ZaИрра писал(а):
спасибо большое за "правила".

Пожалуйста Very Happy Только это не "правила", а "шпаргалка" Wink
_________________
http://mobirecords.ru/
Профиль
 Ответить с цитатой
Гость



06.04.2008 10:55    

Женька писал(а):
ZaИрра писал(а):
спасибо большое за "правила".

Пожалуйста Very Happy Только это не "правила", а "шпаргалка" Wink

стыдно,но почти все ошибки у себя нашла)
 Ответить с цитатой
Lukeja



25.06.2008 14:15    

Nadine

СТИХОСЛОЖЕНИЕ ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ ПОЭТОВ.

Высокой страсти не имея
Для звуков жизни не щадить,
Не мог он ямба от хорея,
Как мы ни бились, отличить.
А.С.Пушкин

По поводу стихосложения существует множество различных, зачастую противоречащих друг другу, мнений. У данной статьи нет цели прибавлять к этому разнообразию мнений ещё одно, коим, конечно же, обладает и автор статьи. Целью статьи является обобщение и в какой-то мере упрощение сведений по стихосложению. Это статья для начинающих авторов, которые пишут, не зная правил. Нужно ли поэту знать правила стихосложения? Пожалуй, нужно. Нужно хотя бы для того, чтобы от этих правил умело отходить.

Для начала, следует определить, что же такое стихотворение. Казалось бы, достаточно простой вопрос. Но каждый ответит на него по-разному. В электронных источниках есть следующие определения понятия стихотворение:

1. Толковый словарь русского языка Ушакова: стихотворение - небольшое поэтическое произведение, написанное ритмизованной речью, стихами.
2. Большая советская энциклопедия: стихотворение - написанное стихами художественное произведение, сравнительно небольшое по объёму; организовано по правилам, в соответствии с которыми производится построение стихотворной речи в той или иной системе стихосложения.
3. Википедия: Стихотворение — текст, состоящий из стихов. К литературным жанрам, традиционно имеющим стихотворную форму, относятся поэма, ода, эпиграмма, баллада, элегия и др.

У прочитавшего вышеприведённые определения могут возникнуть вопросы. А именно: если стихотворение – это текст, состоящий из стихов, то - что такое стихи? Какие существуют системы стихосложения?

Для русского классического стихосложения характерна силлабо-тоническая система, утверждённая ещё в XVIII веке В.М.Ломоносовым, вслед за реформой В.К.Тредиаковского. Силлабо-тоническое, т.е. слого-ударное, построение стиха характеризуется чередованием ударных и безударных слогов таким образом, что образуются так называемые размеры. Всего принято выделять пять размеров – два двухсложных (ямб и хорей) и три трёхсложных (дактиль, амфибрахий и анапест). Схематически изобразим слоги таким образом:

U безударный слог
Ú ударный слог

При помощи этих знаков удобно графически изображать тот или ной размер:

ямб UÚ (Научное определение - стопа длиною в два слога с сильным местом на втором / БСЭ);

хорей ÚU (Научное определение - стопа длиной в два слога с сильным местом на первом / БСЭ);

дактиль ÚUU (Научное определение - трёхсложная стопа, в которой ударение падает на первый слог / БСЭ);

амфибрахий UÚU (Научное определение - трёхсложная стопа, в которой ударный слог располагается между двумя неударными / БСЭ);

анапест UUÚ (Научное определение - трёхсложная стопа, в которой вслед за двумя неударными слогами располагается ударный слог / БСЭ).

Чтобы доказать состоятельность классических стихотворных размеров и в то же время показать их условность в современной поэзии, хотелось бы привести примеры их использования именно современными авторами. Поэтому для иллюстраций используются произведения современных поэтов с сайта “Стихи о любви” ( www.poem.com.ua ):

ямб - Я выпью красного вина || Холодной ночью (Настёна http://poem.com.ua/nastena/noch-21.html)
UÚ | UÚ | UU | UÚ || UÚ | UÚ | U . В данном примере первая строка – четырёхстопный ямб, где в третьей стопе пропущено ударение; вторая строка – двустопный ямб с безударным окончанием;

хорей - Темной ночью, стоя в луже, || Мокну под дождем (Настёна http://poem.com.ua/nastena/temnoi-nochyu.html )
ÚU | ÚU | ÚU | ÚU || ÚU | UU | Ú . В этом примере первая строка – четырёхстопный хорей; вторая строка – трёхстопный хорей с второй неударной стопой и третей неполной стопой;

дактиль - Каждый мечтою в дороге согрет, || С верой своей заключает обет (Странник Вадим http://poem.com.ua/strannik/idealy.html )
ÚUU | ÚUU | ÚUU | Ú || ÚUU | ÚUU | ÚUU | Ú . В этом примере обе строки являются четырёхстопным дактилем с последними стопами без безударных слогов;

амфибрахий - Свечу, что в окошке стояла, || Спугнула дорожная пыль (Roman http://poem.com.ua/roman/svechsvechu-chto-v-okoshke-stoyala.html )
UÚU | UÚU | UÚU || UÚU | UÚU | UÚ . В данном примере обе строки являются трёхстопным амфибрахием, во второй строке третья стопа неполная – без последнего безударного слога;

анапест - Не грусти, я тебя оставляю. || На подворье бушует зима. (Roman http://poem.com.ua/roman/banalnoe.html )
UUÚ | UUÚ | UUÚ | U || UUÚ | UUÚ | UUÚ . В этом примере обе строки являются трёхстопным анапестом. В первой строке присутствует безударное окончание.

Отступлением от классической метрики является дольник. Но его уже тоже можно назвать своего рода классикой. По сути, дольник – это любой из классических размеров, у которого в той или иной стопе не хватает безударных слогов. Хорошим примером дольника может послужить следующее стихотворение:

Утоли мою жажду, жизнь,
Напои меня нежной усладой,
Эх, печаль, отпусти, отвяжись
Больше мне ничего не надо.
Дай мне ветра шального глоток,
Неба чистого, моря кусок
И немножко душевной свободы
Дай сейчас и на годы впрок.
(Zvon http://www.staratel.com/forum/viewtopic.php?p=652&highlight=#652)

Схематически стихотворение можно изобразить так:
1. UUÚ | UUÚ | U
2. UUÚ | UUÚ | UUÚ | U
3. UUÚ | UUÚ | UUÚ
4. UUÚ | UUÚ | UÚ
5. UUÚ | UUÚ | UUÚ
6. UUÚ | UUÚ | UUÚ
7. UUÚ | UUÚ | UUÚ | U
8. UUÚ | UUÚ | UÚ

Если задаться вопросом каким размером написано это стихотворение, то сразу можно ответить, что это анапест. Но это не совсем чтобы верно. Четвёртая и восьмая строки имеют две последние стопы с пропущенным безударным слогом. Именно из-за этих пропущенных слогов образуется дольник.

Собственно, все отхождения от нормы начинающему поэту ни к чему. Первой ступенью должно быть именно овладение классическими размерами. Когда поэт умеет писать по правилам и ему это начинает надоедать, он будет использовать отклонения, но это будет уже осознанный выбор, а не неопытные строчки новичка. Это своего рода игра.

Следует сказать несколько слов о рифме, т.к. после ритма именно рифма является важнейшим элементом стихотворения.
БСЭ даёт следующее определение данному понятию:
Рифма – созвучие стихотворных строк, имеющее фоническое, метрическое и композиционное значение. Рифма подчёркивает границу между стихами и связывает стихи в строфы.

Ю.Тынянов выделял в рифме “два момента – момент прогрессивный (1й рифмующийся член и момент регрессивный (2й рифмующийся член)” (см. Ритм как конструктивный фактор стиха).

На сайте “Русские Рифмы” ( http://rifma.com.ru/ ) выложен словарь разновидностей рифмы ( http://rifma.com.ru/SLRZ-01.htm ). Если кто-то из читателей захочет больше узнать о видах рифм, то может воспользоваться информацией из словаря. Помещать всё это в данную статью будет излишне.

Условно все рифмы можно разделить на точные и неточные. Точная рифма предполагает полное совпадение последних звуков рифмующихся строк, начиная от последнего ударного звука. В неточной рифме звуки могут заменятся по схожести (например, глухости – звонкости) или могут быть добавлены лишне звуки в одну из рифмующихся строк. В приведённом ниже четверостишии присутствуют как точная, так и неточная рифмы:

Изящная ножка пинает спасительный крест
Такие металлы у Золушек нынче не в моде
Они покоряют эстрады крутой Эверест
Прекрасной ладошкой давая автограф – «по морде»

(Саша Бес http://poem.com.ua/sasha-bes/zolushki.html )

В этом стихотворении первая и третья строчки заканчиваются точной рифмой: крест – Эверест. Окончание второй и четвертой строк – неточная рифма: моде – морде, т.к. в регрессивном моменте появляется звук р, которого не было ранее.

Точность-неточность рифмы и уместность её употребления очень относительны. М.Кенигсберг отмечал: “Точная и неточная рифма определяются не физическими характеристиками звукового качества ее, а исключительно тем, что считается точным и что неточным в условиях данного исторического канона” (см. Заметки о рифме). Вспомним и поиски рифмы у Н.Карамзина, о которых Ю.Лотман позже скажет, что следует рассматривать “ не безрифмие, а рифму Карамзина ” (см. Поэзия Карамзина). Или сравним взгляды на рифму в разных языках: для английской классической поэзии нормальной считается рифма по написанию, а не звучанию. Я русскоязычного читателя это вообще не будет рифмой:

Let me not to the marriage of true minds
Admit impediments; love is not love
Which alters when it alteration finds,
Or bends with the remover to remove…
(W.Shakespeare. Sonnet 116 )

Вторая и четвёртая строки заканчиваются точной рифмой love - remove, хотя при прочтении рифмы не будет: [lΛv – re`mu:v]. Это ещё раз доказывает относительность взглядов на стихосложение вообще и на рифму в частности.

У поэтов есть такое понятие как избитость рифмы. Наряду с глагольными рифмами избитые, или банальные, рифмы можно считать не самыми лучшими находками (или вообще не находками) в поэзии. Но начинающему автору рифмы типа: любовь - кровь, розы – морозы, любить – жить, могут показаться новинкой. Хотелось бы посоветовать поменьше их употреблять, но, естественно, такой совет примет не каждый начинающий поэт.

Практическое руководство начинающим поэтам (вместо выводов):

1. Старайтесь использовать классические стихотворные размеры, а не всякие дольники.
2. Для наглядности можно нарисовать схему ударений написанного стихотворения и тогда станут видны все недочёты.
3. Следите, чтобы каждая строка рифмовалась с какой-нибудь другой.
4. По возможности употребляйте меньше глагольных рифм.

Хочется отметить, что наша жизнь – это постоянное отступление от норм и правил. Самый нормальный и правильный человек будет самой большой посредственностью. То же самое и в поэзии. Во всём и всегда нужно творить, т.е. экспериментировать, уходить от классики. Но… для этого нужно знать то, от чего отходить. Кроме того, поэзия, как и всякое другое дело, не случайно приобрела именно такие каноны. Значит, в них что-то есть. Короче говоря, всем удачного творчества!

http://www.staratel.com/articles/data/attach/92/stihoslojenie3.doc
Профиль
 Ответить с цитатой
Леди Годива



24.09.2008 9:03    

А может ли кто-нибудь шпаргалку для начинающих прозаиков написать?
Профиль
 Ответить с цитатой
Показать сообщения:   
 Новая тема    Ответить
На страницу 1, 2, 3  След.
Страница 1 из 3

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Дизайн: "НТВ-Дизайн"
Реклама: info@pnz.ru
Rambler's Top100

Авто в Пензе

Rambler's Top100 TopList